По нашей доброй традиции мы навестили наших клиентов в деревне Тишковщина. Нас встретили по-настоящему тепло!
Источник тепла определяется безошибочно: у одной из стен просторной кухни стоит диковинная, напоминающая камин печь Tulikivi HTU Dacha, внутри которой бушует пламя. Это — гордость дома Тишкевичей, практически новый член семьи, заменивший недавно громоздкую (и, увы, проблемную) русскую печь. Хозяйка дома — Стефанида Семеновна — хлопочет у плиты, водружая на готовочную поверхность чугунный горшок с крольчатиной. Поставив его, кладет прихватку, улыбается и приглашает войти. Через минуту к нам присоединяется ее сын Сергей. Именно он сделал своим родителям «теплый» подарок.
Газа в деревне нет. Всю жизнь Стефанида Семеновна и ее семья отапливали дом русской печью. В дровах недостатка не было: поблизости — лес. Родители Стефаниды Семеновны, построившие дом, в свое время сами ходили в лес по дрова, сегодня — топливо привозят по заказу, из ближайшего сельхоза, на тракторе с прицепом. Семья Тишкевичей закупает дрова не чаще раза в год — чтоб не гонять технику почем зря. Но берут много, в последний раз — 12 кубометров, этого хватило почти на два отопительных сезона.
— Русскую печь нужно топить минимум два раза в день. И дров она потребляет немало, килограмм по 50 в день, а то и больше, — говорит Стефанида Семеновна. — С печью мы намучались: она давала запах дыма, регулярно трескалась. Покрасишь — долго пахнет краской, от этого голова болит. Обложили ее плиткой — так та начала трескаться, отлетать. А уж от сажи дымоход почистить — то еще «приключение». Лезешь на крышу с метелкой, привязываешь ее к палке — и работаешь трубочистом. А куда не дотягиваешься — там приходилось прибегать к дедовским методам: сушили шелуху от картошки и жгли, этим дымом труба сама и чистилась. Я уже давно здесь живу, и все эти годы вот так и чистили. Это сейчас всяких порошков напридумывали, раньше такого не было.
— Про сажу пока судить рано, но с учетом керамического дымохода, предполагаем, что чистить новую печь будем не чаще раза в год, — вступает в разговор Сергей. — К керамике сажа почти не «липнет». Да и вообще, по обслуживанию новая печка — подарок: раз в два дня выгрести пепел из нижнего отделения, да и все. Впрочем, это лишь приятные «бонусы» к эксплуатации. Причины, по которым мы захотели сменить печь — другие.
Во-первых, размером русская печь была в 4 раза больше нынешней. Одной из причин замены стали именно габариты — хотелось увеличить пространство кухни.
Во-вторых, нам надоело каждый год ее ремонтировать. Может дело в возрасте (печка была старой), но факт остается фактом.
И самое главное: не нужно часто бегать за дровами. Маме — 72 года, отцу — 74. Единожды сходить принести 4 килограмма дров — одно дело. А сбегать 3-4 раза за день и нести вдвое больше — совсем другое. Для пожилого человека разница ощутима.
— В морозы русская печь, бывало, потребляла по 3 кубометра дров в месяц, — рассказывает Сергей. — Это около 1500 килограммов. У новой же расход — в 5 раз меньше, а тепла она дает больше. Это и по ощущениям, и объективно: мы замеряли при одной и той же температуре наружного воздуха. Чтобы протопить финскую печь один раз — нужно около 4 килограммов дров. Больше скажу: сейчас, при температурах около «нуля», мы даже снизили закладку печи до трёх килограммов — иначе приходится открывать окно на проветривание, уж слишком много тепла она выдает.
— Прогревается наша печь 2-3 часа, но и тепло хранит долго — 12 часов. Все — благодаря материалу талькомагнезит, который считается лучшим аккумулятором тепла, чем печной кирпич. Я когда перебирал варианты, сразу обратил внимание на этот факт. Более дешевые варианты отмел, в основном, из-за материала — в большинстве случаев это был металл, в том или ином виде. А мне хотелось взять печь с запасом по прочности и теплоемкости, из камня. Стал изучать параметры материалов и вышел на талькомагнезит. Везде писали, что лучшие параметры этого камня встречаются у финнов, хотя месторождения есть и в других странах. При поиске оказалось, что делает такие печи фирма Tulikivi, а в Минске ее продукцию предлагала только одна компания — салон «Тепло в доме». Съездил к ним, посмотрел печь вживую — и понял, что это именно то, что нужно родителям. Обошлась печь в 5600 рублей, плюс 14% за монтаж. Но, глядя на довольные лица родителей — о покупке не жалею.
— Еще мне понравилась фабричность этого изделия, надежность, — продолжает Сергей. — Когда заказываешь печку у печника — это всегда немного лотерея: насколько он хороший специалист, владеет ли он нужной технологией укладки, какие материалы будет использовать — точно неизвестно. Здесь же понимаешь, что производитель все испытал в заводских условиях, что он гарантирует точные характеристики, расход, долговечность изделия. И, если уж говорить начистоту — подкупило производство в Финляндии. Вот верю я в то, что финны делают качественные вещи. Ну, и сама модель понравилась: это вариант с плитой, а готовим мы постоянно.
— На новой печи готовится все очень быстро, — подтверждает Стефанида Семеновна. — Быстрее, чем в русской. Для теплого времени года мы используем плиту на газу (его привозят в баллонах). А зимой — зачем газ тратить? Все одно топим печь, жару хватает, даже с избытком. А когда дрова прогорают — внутрь топки устанавливается решетка, и пища может готовиться на углях, как в духовке. Так что с помощью этой печи можно и запекать, и жарить, и варить — она полностью заменяет плиту с духовкой.
— Обогревает такая печь 60 кв.м. жилого пространства, — продолжает Сергей. — У нас столько нет, поэтому справляется с запасом. Правда, еще до покупки печи мы подстраховались, купили небольшой электрический котел, в две жилые комнаты поставили по радиатору. Но сейчас его даже не включаем — пока нет сильных морозов, хватает тепла от печи.
Причем тепло идет в обе стороны: мы специально не закладывали пристенок за новой печью – ее тыльная сторона выходит в жилую комнату и тоже ее обогревает. Все остальное делает естественное движение воздуха — тепло «расползается» по всему дому. Сам дымоход, кстати, еще и обложен снаружи плитами, которые не нагреваются. Такая укладка безопасна и с точки зрения вредных выбросов: растрескаться не может, отравиться угарным газом — практически невозможно. В отличие от русской печи, где такая вероятность все же присутствует.
— Ну, и визуально печь порадовала, — улыбается Сергей. — Внешне смотрится современно, стильно, и дверца как у настоящего камина — большая, огонь отлично видно. А уж какое удовольствие ждать у печи, пока готовится кролик, смотреть на огонь и чувствовать, как вместе с теплом по дому разлетается вкусный запах жареного мяса… С такой печью и камин не нужен.